Суббота, 16.12.2017, 04:37
Главная Регистрация
Приветствую Вас, Гость
Сайт ГМУ

сайт ГМУ

ПОГОДА
ПОИСК
Ротация баннеров

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Форма входа
Электронный журнал
Горячая линия

8-833-522-22-41

Телефон горячей линии по вопросам образовательного процесса

Занятия в ЭП 30.01.2014г

От самопознания к творческой самореализации.

 

  1. Цель экспериментальной площадки: профессионально-личностное развитие педагога

     2. Проблема:

Реформирование российского общества кардинальным образом отражается на всех сферах его деятельности, в том числе и на системе образования. Основные изменения в системе образования, осуществляющиеся на основе Закона РФ «Об образовании», «Национальной доктрины российского образования», «Концепции модернизации», заключаются в повышении внимания к качеству образовательных услуг, к индивидуализации образовательного процесса, к  педагогическим кадрам.

«На нас лежит большая ответственность и великая миссия – быть учителем нового века» Андреев В. И., с.3

Новая «школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы».

Изменения, происходящие в образовании, предъявляют новые требования к профессионализму педагога, его личностным качествам. Повышается спрос на  творчески мыслящего, профессионально компетентного учителя, который умеет прогнозировать результаты своей деятельности и моделировать образовательный процесс. «Творческая личность – это творчески саморазвивающаяся личность. Такой личностью и должен быть современный учитель» (Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд.-Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-608с., с.3 ).

Сегодня необходима социально активная и конкурентоспособная личность педагога, способная воспитывать социализированную личность в быстро меняющемся мире. По мнению доктора педагогических наук Михаила Владимировича Кларина, современный социальный кризис ставит профессионала в ситуацию осознания необходимости модернизации своего опыта.

Однако по данным Росстата, Министерства образования и науки, Национального фонда подготовки кадров наблюдается стремительное старение педагогических кадров, недостаточный приток молодых специалистов в образовательные учреждения. 35,6 % педагогов России предпенсионного и пенсионного возраста. Специалисты со стажем менее 5 лет составляют около 6%. По мнению доктора психологических наук Ларисы Максимовны Митиной у большинства учителей отечественной школы деятельность характеризуется экономией сил, снижением профессионального развития, стереотипностью, использованием авторитарных способов общения с детьми. Все активнее педагогическое сообщество обсуждает проблему «выгорания» учительства как проявление профессионального кризиса.

Инновационные процессы, происходящие в образовании, требуют от педагога высокого профессионализма и постоянного профессионально- личностного развития. В непрерывном образовании появляется ведущая черта – направленность на инновационность. Однако, в современных условиях эпоха новаторов-одиночек ушла в далекое прошлое. Сегодня инновационная деятельность должна быть организована в масштабах всего образовательного учреждения. Школа работает по единой методической теме, по единому плану - в статусе методического центра, экспериментальной площадки, лаборатории и т.д. на различных уровнях. Ведущая роль отводится методической службе школы по организации совместной инновационной деятельности, которая направлена на профессионально- личностное развитие отдельно взятого учителя и всего педагогического коллектива, и рассматривается нами как одно из условий в решении задач модернизации системы образования.

Следовательно, меняется роль педагога в образовательном процессе, меняются требования к уровню его профессиональной компетентности со стороны общества и государства.

Таким образом, имеет место противоречие между социальным заказом на творческого, профессионально компетентного учителя и школьными реалиями.

Сопоставляя термины «методическое сопровождение» и «научно-методическое сопровождение» мы получили следующее.

Анализ работ Любови Григорьевны Тариты, кандидата педагогических наук, посвященных проблеме определения роли и места методической службы, позволяет в качестве основной функции обновляющихся методических служб выделить функцию методического сопровождения педагогов, понимаемую как помощь профессионалу в формировании ориентации поля развития, ответственность за действие в котором несет сам субъект.

     Как отмечает доктор педагогических наук, Елена Ивановна Казакова, методическое сопровождение, выступая в единстве четырех компонентов: диагностики, информации, консультации, помощи в первичной реализации, относится к сфере непрерывного педагогического образования, поскольку его основной задачей является системное проектирование, дающее основания для развития всех субъектов системы.

Таким образом, под методическим сопровождением понимается, с одной стороны, ведущая функция обновляющихся методических служб, с другой стороны, метод взаимодействия методической службы с учителями, группами педагогов образовательного учреждения, направленный на разрешение проблем их профессиональной деятельности и развития, «обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности. Сопровождающий не решает за сопровождаемого проблему, а учит его находить (изобретать или заимствовать) наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации.

  Если говорить о процессе научно-методического сопровождения педагогической деятельности, то, на наш взгляд, его нельзя ограничить только функцией или методом деятельности специализированных структур. Данный процесс следует рассматривать в более широком социальном, профессиональном и педагогическом контекстах.

Профессионально-личностное развитие учителя предполагает организацию именно научно-методического сопровождения, под которым понимается научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста, талантливого сотрудника) и сопровождаемого (учителя), направленный на непрерывное саморазвитие учителя в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности учителя, что ведет к усовершенствованию природного потенциала, к поступательному восхождению в профессии.

Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития учителя будет более эффективным при условии:

– включения педагога в событийные общности, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;

– содействия профессиональной идентичности учителя в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;

– использования возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности учителя во всех ее проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;

– совершенствования механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста учителя: психологических (система вызовов; рейтинговая накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство).

позволяет выстраивать научно-методическое  сопровождение учителя не «сверху вниз», а с учетом индивидуальных запросов и профессиональных потребностей конкретного педагога. Такого подхода придерживается Лариса Максимовна Митина, доктор психологических наук, выделяя при этом системно-структурный подход, изучающий целостную структуру личности с выделением отдельных профессионально важных свойств в процессе профессионального развития. Перспективным направлением исследований профессионального развития и саморазвития педагога становится субъектно-деятельностный подход в усло­виях профессиональной деятельности, который определяет развитие учителя, действуя через внутренние условия: жизненный опыт человека, наследственные и генетические факторы, всю личность.

Важным инструментарием для решения задач исследования является педагогическая диагностика – комплексная процедура, позволяющая определить условия и обстоятельства, в которых будет протекать научно-методическое сопровождение процесса развития учителя. Использование педагогической диагностики позволяет определить и откорректировать задачи, педагогические условия протекания исследуемого процесса. Прогнозирование является важной исследовательской процедурой, поскольку процесс должен заканчиваться определенным результатом. Поэтому на основе имеющейся информации о реальных условиях, в которых осуществляется научно-методическое сопровождение, моделируются ситуации, при которых будут получены наиболее эффективные результаты.

Методической и психологической службами школы создан пакет диагностик на определение уровней  сфер развития педагога, выделены уровни их сформированности, что позволяет выявить проблемную зону. Развивая ее, тем самым мы развиваем остальные, создавая гармоническое развитие и личности и профессионала.

Вызовы динамично развивающегося современного общества требуют от учителя непрерывного самосовершенствования, а значит, ставят на повестку дня проблему профессионально – личностного развития педагога. Помочь учителю в развитии нового педагогического мышления, сформировать готовность к решению новых задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства может только гибкая, мобильная, дифференцированная методическая система.

Н.В. Немова определила, что «методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса».

В современных условиях особую значимость приобретает целенаправленная работа по развитию учительского потенциала на рабочем месте, в школе, так как именно здесь в процессе практической деятельности у педагогов возникают трудности, заставляющие изыскивать все новые ресурсы для достижения качественно нового результата.

Чаще всего побудительным мотивом к самосовершенствованию для педагога является осознанный «кризис компетентности» по одной из составляющих его деятельности - предметной, методической, исследовательской, воспитательной и т.д. Однако практика удаления возникшего «информационного голода» чаще всего сводится к получению узко-специализированной информационной справки, что не приводит к личностно-профессиональному росту. «До тех пор пока мы не разберемся в мотивации, ценностных ориентациях взрослых, особенностях их профессионального поведения, иначе говоря, в состоянии человеческих ресурсов образовательной организации, всякие попытки что-либо существенно улучшить в результатах обучения детей малопродуктивны. Качество человеческих ресурсов организации определяется квалификацией педагогов, уровнем согласованности их профессиональный ценностей и действий, мотивацией, отношением к возникающим проблемам и способам их решения, во многом определяют потенциал организации»  - писал К.Д. Ушаков.

Такой подход требует изменения методической работы непосредственно в школе. Необходима организация научно-методического сопровождения  профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательного учреждения.

Главное ее отличие от традиционной в том, что она выстраивается не «сверху вниз», а с учетом индивидуальных запросов и профессиональных потребностей конкретного педагога.

В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна и предполагает:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога;
  • актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
  • определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
  • составление программы профессионального роста педагога;
  • систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.

Способствовать результативному продвижению педагогов по пути профессионального развития позволяет созданная система научно-методического сопровождения, обеспечивающая учителю поддержку как в методическом, так и в психологическом плане, которая позволяет создать условия для каждого педагога найти наиболее приемлемую форму методической работы.

Мы не получаем готовые высокопрофессиональные кадры. Мы их взращиваем, создавая условия для профессионального долголетия.

Таким образом, значение организации научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов можно определить следующим образом: приобретение и закрепление статуса учителя; профессиональное самосохранение; повышение конкурентоспособности; решение профессиональных и личных проблем; профессиональное развитие; самореализация; удовлетворение от работы.

Но, тем не менее, нужно осознавать, что рост профессионального мастерства и квалификации педагога идет более интенсивно, если сам педагог занимает активную позицию, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски. Создание условий для такого поиска – одна из ключевых задач школьного менеджмента.

Максимальные возможности педагога раскрываются в соединении его деятельности, личностного развития и педагогического общения.

Главным фактором достижения профессионализма учителя должен стать процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу идти от осмысления к осознанности, а затем совершить переход в состояние умелости того, что осмыслено и осознано. Профессионализм учителя не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он подлежит непрерывному становлению. Профессионалом можно стать только в том деле, которое раскрывает индивидуальный жизненный смысл. Профессия педагога, как никакая другая, отвечает этому принципу.

 

Практика:

1. «Клубочек»: имя для души (туда), комплимент (обратно).

2. Что вы знаете о себе? Что вы знаете о коллеге?

3. Углублению смыслодеятельности, поиску смысла в том, что мы читаем, видим, слышим, мы часто не придаем должного значения. Убедимся в этом, проведем маленький эксперимент.

             Возьмите интересную для вас картину (репродукцию) известной картины и посмотрите на картину 1-2 минуты. Кратко опишите, что увидели и какой смысл вкладываете в увиденное. Затем еще посмотрите на картину 10-15 минут. Поразмышляйте, какой смысл вкладывал художник  в эту картину? Какой смысл имеет эта картина для вас? Какой смысл может иметь картина для ваших учеников? Какой смысл имеет эта картина для прошлого? Настоящего?

Герменевтический подход: умение усматривать в увиденном, в услышанном, прочитанном глубинный смысл – это способность глубокомысленный человек.

4. Создание «Я-концепция» творческого саморазвития педагога.

Концепция – это (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения[1]; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе[2]; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

  

Аспекты (блоки) «Я-концепция»: «Я-духовное», «Я - физическое», «Я-социальное»,  «Я-интеллектуальное», «Я-семейное», « Я-психологическое», «Я- профессиональное», «Я-в прошлом», «Я-сегодня», «Я-в будущем», «Я-реальное», «Я-идеальное».

Анализ каждого из выделенных аспектов (блоков) «Я-концепция» лучше всего начать с оценки своих достоинств, возможностей, достижений. Недостатки, упущения, ошибки анализируем и вписываем другим цветом.

Этот самоанализ не самоцель, а лишь средство для выявления приоритетных проблем  и стратегии своего творческого саморазвития. Самооценка может быть завышенной, заниженной, адекватной.

   

Мысленно отвечайте на следующие вопросы: Что здесь принципиально нового? А как было раньше? Что из этого я могу извлечь для себя, для своего саморазвития, для улучшения своей жизни и жизни окружающих? Что в связи с этим меня ожидает в будущем? Это полезно или вредно?

  

«Я - концепция» должна быть постоянным предметом ваших рассуждений. Уместно вспомнить слова А. Эйнштейна, котрый на вопрос о том, как делаются открытия и как стать знаменитым, любил отвечать так: «Возьмите какое - нибудь явление и подумайте о нем лет так пять, и обязательно станете знаменитым». В этой шутке заключена гениальная мысль: чтобы сделать что-то существенное в жизни, необходимо:

А) иметь точную ориентацию на проблему, которую вы хотите решить.

Б) постоянно, шаг за шагом искать новые подходы, методы, средства для ее решения.

При разработке «Я-концепции» творческого саморазвития личности учителю полезно поразмышлять и ответить на следующие вопросы:

  1. В чем смысл моей жизни?
  2. Каковы приоритетные цели моей жизни?
  3. Какие творческие способности и другие личностные и профессиональные качества мне необходимо развивать?
  4. Что мне сделать в плане образования и самообразования?
  5. Какие я вижу в своей жизни проблемы и трудности? Как их преодолеть?
  6. На какие принципы и правила мне необходимо опираться, чтобы достичь своих целей?

При разработке «Я-концепции» творческого саморазвития личности необходимо использовать критерии:

- «индивидуальности» т.е. она должна учитывать ваши индивидуальные особенности;

- «целостности» т.е. она должна в системе охватывать все интересующие сферы жизнедеятельности;

«перспективности» т.е. в какой степени то, что вы выстраиваете в качестве приоритетов, является для вас перспективным.

С целью выбора основного направления своей деятельности, разработки «Я-концепции», предлагается осмыслить и заполнить таблицу:

Направление

в саморазвитии

С позиции прошлого

С позиции сегодня

С позиции будущего

Я как интеллегентная личность и человек культуры

 

 

 

Я как преподаватель

 

 

 

Я как воспитатель

 

 

 

Я как методист

 

 

 

Я как исследователь

 

 

 

Важно иметь свое профессиональное убеждение, так как наука не дает окончательного ответа на вопросы, которые возникают в сложной педагогической практике.

Вместе с тем в современных условиях, когда значительное число учителей активно включились в экспериментально-исследовательскую деятельность, активно участвуют в инновационных процессах, от них требуется достаточно высокий творческий потенциал, а это предъявляет особые требования и к культуре творческого саморазвития учителя.

Творческое саморазвитие учителя – это интегративная характеристика его процессов «самости» среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, творческое самоопределение, самосовершенствование, творческая самореализация личности учителя в его профессионально-личностном становлении и развитии.

«Культура» творческого саморазвития личности учителя характеризует «меру овладения», выступает как синоним степени полноценности знаний, умений, способностей, ценностных ориентаций, которые в их целостности гармонизируют процесс творческого саморазвития личности учителя.

Необходимо будет определить стратегию личностного и профессионального развития: с одной стороны – потребности в профессиональном самосовершенствовании, с другой – осознание и самопознание своих сильных и слабых сторон профессионально-личностных качеств.

Трудности в саморазвитии - недостаток методологической культуры, исследовательских умений и способностей.

Чтобы стимулировать размышления о самом себе, о своих целях, ценностных ориентациях, творческих способностях, профессиональном мастерстве, личностных качествах, учителю необходимо посмотреть на себя с позиции прошлого, настоящего и будущего. Проанализировать. Сравнить и сделать вывод о том, в каком направлении идет саморазвитие: прогресс, регресс, стагнация.

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz